История строительства виадука

1) Виадуком называется сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожной линии или обычной дороги над каким — либо другим сухопутным путем сообщения. Таким образом возможно строительство железнодорожного виадука над другой железнодорожной линией, виадука обыкновенной дороги над железной и так далее.

2) Виадуком называется мостовое сооружение, возводимое для перехода широких и глубоких суходолов. Так же широких и глубоких речных долин при незначительных размерах самих рек.

Общие принципы строительства виадука

В обоих случаях мы имеем дело, в сущности, с обыкновенным мостовым сооружением. Другими словами оно должно быть специально приспособлено к особым требованиям, предъявляемым к нему данным заданием. Так, при виадуке первого рода под ним должен быть строго соблюден габарит нижележащей дороги. Кроме того, строительная высота виадука, то есть толщина конструкции, располагаемой под проездом, должна быть минимальной для удешевления стоимости всего пересечения.

Виадук Гленфиннан

Опоры такого виадука первого рода должны быть тонкими, чтобы не затруднять проезда по нижнему пути. Часто пересечение происходит не под прямым углом, и тогда конструкция виадука осложняется. Материалом для таких виадуков редко служит дерево, по большей части железобетон или железо.

Железобетонная конструкция виадука

Система, обычно применяемая для железобетонных виадуков, рамная, а для металлических — на качающихся опорах. Особо широкое распространение имеют виадуки при проведении железных дорог в пределах или вблизи городов. Точно так же и при проведении внеуличных городских путей повышенного типа.

Необычный виадук через реку

Виадуки второго рода отличаются, прежде всего, значительной высотой своих опор, доходящей до 100 м. Тем не менее они не требуют больших пролетов, так как перекрывают суходолы или мелкие речки. Впрочем, при особо высоких опорах возможно применение и больших пролетов из экономических соображений для уменьшения числа опор. Материалом для виадуков второго рода в древнейшие времена служил камень. И мы имеем примеры грандиозных каменных виадуков, осуществленных во времена римского владычества и затем в средние века в Западной Европе.

Материалы для виадуков

Многие из этих виадуков многоярусные и напоминают собой знаменитые римские же акведуки. Применение камня для виадуков имеет место и до сих пор. Например, в 30-е годы прошлого столетия получило широкое распространение в СССР.

Дерево особенно широко было применено в США при возведении первых железнодорожных виадуков с высотой опор в 60—80 м. Они встречались весьма часто и даже были характерны для строительства США. Ряд аналогичных виадуков был построен и в России на первых порах железнодорожного строительства (Мстинский и Веребьинский виадуки).

мостовое сооружение виадука

Металлические виадуки появились во второй половине 19 века и быстро получили всеобщее признание. В России из металлических виадуков заслуживают внимание Графский и Камышловский виадуки Южных железных дорог. Расположены они вблизи г. Севастополь.

В конце 19 века французский инженер Эйфель спроектировал и построил прекрасные виадуки с основными арочными пролетами (Гараби, с пролетом 165 м). Аналогичный виадук был построен в Германии через долину р. Вуппера (Мюнгстенский виадук с пролетом 170 м).

Затем три основных материала, применяемые для возведения виадуков второго рода — камень, дерево и железо — пополнились еще и железобетоном. Это воплотилось в ряд прекрасных сооружений этого рода.

Добавьте комментарий