История строительства виадука

1) Виадуком называется сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожной линии или обычной дороги над каким — либо другим сухопутным путем сообщения. Таким образом возможны железнодорожный виадук над другой железнодорожной линией, виадук обыкновенной дороги над железной и так далее.

2) Виадуком называется мостовое сооружение, возводимое для перехода широких и глубоких суходолов или даже широких и глубоких речных долин при незначительных размерах самих рек.

Общие принципы строительства виадука

В обоих случаях мы имеем дело, в сущности, с обыкновенным мостовым сооружением, которое должно быть лишь специально приспособлено к особым требованиям, предъявляемым к нему данным заданием. Так, при виадуке первого рода под ним должен быть строго соблюден габарит нижележащей дороги и, кроме того, строительная высота виадука, то есть толщина конструкции, располагаемой под проездом, должна быть минимальной для удешевления стоимости всего пересечения.

Виадук Гленфиннан

Опоры такого виадука первого рода должны быть возможно тонкими, чтобы не затруднять проезда по нижнему пути. Часто пересечение происходит не под прямым углом, и тогда конструкция виадука осложняется. Материалом для таких виадуков редко служит дерево, могущее воспламениться от паровозов, следующих по нижнему пути, а большей частью железобетон или железо.

Железобетонная конструкция виадука

Система, обычно применяемая для железобетонных виадуков, рамная, а для металлических — на качающихся опорах. Особо широкое распространение имеют виадуки при проведении железных дорог в пределах или вблизи городов, а также при проведении внеуличных городских путей повышенного типа.

Необычный виадук через реку

Виадуки второго рода отличаются, прежде всего, значительной высотой своих опор, доходящей до 100 м, и в то же время. Как правило, не требуют больших пролетов, так как перекрывают суходолы или мелкие речки. Впрочем, при особо высоких опорах возможно применение и больших пролетов из экономических соображений для уменьшения числа опор. Материалом для виадуков второго рода в древнейшие времена служил камень, и мы имеем примеры грандиозных каменных виадуков, осуществленных во времена римского владычества и затем в средние века в Западной Европе.

Материалы для виадуков

Многие из этих виадуков многоярусные и напоминают собой знаменитые римские же акведуки. Применение камня для виадуков имеет место и до сих пор и, в частности, в 30-е годы прошлого столетия получило широкое распространение в СССР.

Дерево особенно широко было применено в США при возведении первых железнодорожных виадуков с высотой опор в 60—80 м. Они встречались весьма часто и даже были характерны для строительства США. Ряд аналогичных виадуков был построен и в России на первых порах железнодорожного строительства (Мстинский и Веребьинский виадуки).

мостовое сооружение

Металлические виадуки появились уже во второй половине 19 века (1853 год) и быстро получили всеобщее признание. В России из металлических виадуков заслуживают внимание Графский и Камышловский виадуки Южных железных дорог, близ Севастополя.

В конце 19 века французский инженер Эйфель спроектировал и построил прекрасные виадуки с основными арочными пролетами (Гараби, с пролетом 165 м). Аналогичный виадук был построен в Германии через долину р. Вуппера (Мюнгстенский виадук с пролетом 170 м).

Затем три основных материала, применяемые для возведения виадуков второго рода — камень, дерево и железо — пополнились еще и железобетоном, давшим ряд прекрасных сооружений этого рода.

Добавьте комментарий